Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Уважаемые члены Совета судей и приглашенные!
Сегодня у нас первая встреча после Х Всероссийского съезда судей Российской Федерации. После окончания съезда комиссии Совета судей Российской Федерации приступили к выполнению Постановления Х Всероссийского съезда судей РФ от 1 декабря 2022 года № 1 «О развитии судебной системы Российской Федерации».
Одной из главных целей реформирования судебной системы по-прежнему является снижение судебной нагрузки на судей и работников аппарата суда.
Комиссией Совета судей РФ по совершенствованию законодательства подготовлен проект федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на создание условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащее материальное обеспечение судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм служебной нагрузки, с учетом рассмотрения и разрешения дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью.
Параллельно требуется дальнейшее совершенствование судебной системы в части процессуального законодательства, а именно: расширение применения досудебного, внесудебного порядка разрешения споров, развитие примирительных процедур, оптимизация некоторых процессуальных действий, расширение приказного и упрощенного производства.
Постоянно увеличивающийся объем гражданских дел побуждает рассмотреть возможность установления альтернативных несудебных процедур разрешения споров участников гражданского оборота. В частности, было бы обоснованно увеличить количество процедур, ранее зарекомендовавших свою эффективность как с точки зрения скорости урегулирования правоотношений, так и с позиции малозатратности для государства. Имеется в виду, прежде всего, деятельность нотариусов по совершению исполнительных надписей. Такая форма приемлема по отношению к бесспорным требованиям о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и задолженности физических лиц - заемщиков банков. Природа этих отношений частноправовая, речь в них идет о добросовестности исполнения обязательства со стороны должника. Однако, чтобы эти процедуры реально разгрузили суды, необходимо установить обязательность обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи и рассматривать эту процедуру как обязательное условие, соблюдение которого позволит обратиться за судебной защитой.
Комиссии Совета судей по совершенствованию законодательства необходимо обеспечить текущий контроль за прохождением законопроектов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, и ежеквартально информировать Президиум Совета судей об итогах законодательного процесса.
Важным направлением в работе Совета судей является совершенствование правового статуса судей.
Вызывает необходимость законодательного урегулирования порядок обжалования решений квалификационных коллегий судей региональными советами судей в случае отказа в удовлетворении их обращений. Процедура привлечения к ответственности за нарушение запретов и ограничений требует особой правовой регламентации. Статус судьи предполагает не только повышенный уровень гарантий для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий. При этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для социально значимой роли судьи в обществе.
По-прежнему вызывает серьезную обеспокоенность снижение уровня обеспечения финансово-материальных гарантий судей и работников аппаратов судов. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны Совета судей РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, сохраняет остроту вопрос обеспечения судей жильем, отсутствия в законе срока обеспечения судей жилыми помещениями, предоставления единовременной оплаты на приобретение и строительство жилья.
По последним данным, сформированным на 1 февраля 2023 года, признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями (то есть имеющими право на получение соответствующей субсидии) 634 судьи (из них 544 федеральных судьи и 90 мировых судей); нуждающимися в служебных жилых помещениях по месту нахождения суда признаны 3806 судей (из них 2827 федеральных судей и 979 мировых судей).
Наше совместное с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ обращение в Правительство РФ по вопросу увеличения бюджетных ассигнований на наем судьями жилого помещения, на предоставление судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обеспечение судей служебными помещениями, а также на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, получение медицинской помощи и организацию санаторно-курортного лечения судей, в том числе судей, пребывающих в отставке, членов их семей, поддержки не нашло.
На недостаточном уровне, не отвечающем требованиям Закона о статусе судей, находятся вопросы медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей. Проблема стала системной, вызывает жалобы со стороны судейского корпуса. Требуются новые, неординарные подходы для ее решения. Необходимо решить вопрос на законодательном уровне о финансировании медицинской помощи и лекарственных препаратов для действующих судей и судей в отставке и членов их семей в полном объеме, пересмотреть критерии отбора страховых компаний, принимающих участие в конкурсе на оказание медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. Судебным департаментом предложен ряд мер, направленных на исправление сложившейся ситуации. Профильной комиссией эти предложения сейчас обсуждаются. Наличие собственной ведомственной санаторно-курортной базы во многом бы стало решением обсуждаемой проблемы.
Для проработки этого вопроса представителями комиссии по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов совместно с управлением социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ был осуществлен выезд в Республику Крым и Краснодарский край. По итогам поездки сформирован ряд предложений, которые позволят ускорить процесс начала работы по созданию ведомственной санаторно-курортной базы. Следует сосредоточить усилия как финансовые, так и организационные только на одном из объектов, который, по мнению комиссии, наиболее подготовлен к началу работы. Требуется сформировать расширенную рабочую группу, в состав которой включить руководителей и сотрудников соответствующих управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ, членов комиссии Совета судей РФ по вопросам статуса судей и правового положения работников аппарата, председателей (заместителей председателей) судов субъектов Российской Федерации, а также руководителей региональных управлений Судебного департамента, на территории которых расположены предполагаемые объекты ведомственного санаторно-курортного обслуживания. Расширенной рабочей группе следует осуществлять постоянный мониторинг состояния имеющихся объектов санаторно-курортного назначения и процедуры их ввода в эксплуатацию, подготовить и реализовать мероприятия в целях проработки оптимальных вариантов создания (размещения) новых объектов ведомственной санаторно-курортной базы на территории Российской Федерации, информировать Президиум Совета судей РФ о ходе выполнении вышеуказанных поручений не реже одного раза в три месяца.
Комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации деятельности судов продолжена работа по внедрению в деятельность судов современных информационных технологий, развитию и совершенствованию систем ГАС «Правосудие», созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», интеграции мировых судей в единое информационное пространство, выдаче исполнительных документов в электронном виде, организации веб-конференций, формированию системы хранения данных, интеграции судебной системы с федеральными органами государственной власти, расширению возможностей работы сайтов судов, технической поддержки, а также по проведению обучения работников аппаратов судов.
Цели современного совершенствования и развития судебной власти – это равномерная нагрузка в судах, превенция коррупции, экономия ресурсов и доступность правосудия.
Развитие новых цифровых технологий на глазах меняет способы реализации механизмов государственной власти, это непосредственно касается и власти судебной. Уже сейчас надо предметно заняться вопросами наращивания высоко технологичных цифровых мощностей для судебной системы РФ и увеличения объема каналов для пропуска информации, для формирования новых контуров пространства судебной власти. Нужны программные аналитические комплексы, способные работать с большими объемами данных судебной практики с условием безопасности персональных данных и прозрачности алгоритмов принимаемых решений. Необходимо создать прозрачную единую систему мониторинга в режиме реального времени с отслеживанием тысячи показателей работы судов. Программные комплексы помогут организовать автоматическое распределение дел между судьями по соответствующим критериям, таким как опыт, специализация, нагрузка, отсутствие конфликта интересов.
Одновременно нужно также создавать удобные электронные сервисы для граждан. Цель нововведений – повышение доступности правосудия без ущерба правам и свободам граждан на менее затратной основе. С развитием применения при разрешении судебных споров системы видеоконференц-связи и веб-конференции, особенно в области гражданских правоотношений в приказном и упрощенном производстве по бесспорным требованиям, будут созданы условия для отказа от территориальной подсудности, что потребует внесения изменений в процессуальное законодательство и позволит оптимизировать судебную нагрузку не только внутри субъекта РФ, но и между субъектами, поскольку правосудие не будет привязано к суду конкретной территории.
Финансовой комиссией Совета судей РФ совместно с контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ проводятся мероприятия по усилению контроля за перечислением денежных средств, поступающих во временное распоряжение, с целью исключения вероятности нарушений и рисков злоупотреблений в отношении ошибочно внесенных денежных сумм и/или невостребованных денежных средств, внесенных участниками арбитражных споров на лицевой (депозитный) счет федерального арбитражного суда в качестве встречного обеспечения. При возможных должностных злоупотреблениях такие невостребованные платежи могут быть перечислены федеральным арбитражным судом по фиктивному запросу от имени плательщика по недостоверным банковским реквизитам. Во избежание подобных ситуаций требуется усилить ведомственный контроль за учетом и перечислением таких платежей с помощью использования Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Комиссией Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации для дальнейшего развития информационной открытости судебной системы организован Всероссийский конкурс пресс-служб судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ на лучшие проекты и работы, а также лучшие пресс-службы судов и органов Судебного департамента. Кроме того, члены комиссии приняли участие более чем в 20 различных мероприятиях, направленных на поддержание конструктивного диалога с институтами гражданского общества и средствами массовой информации (конференциях, форумах, круглых столах, а также радио- и телепрограммах), на различных площадках федерального и регионального уровня.
Подобное взаимодействие позволяет предоставлять широкой общественности объективные и полноценные данные о работе судебной системы, своевременно выявлять возникающие проблемы и давать профессиональные и убедительные разъяснения по возникшим у гражданского общества вопросам.
Комиссией по связям с советами судей субъектов РФ продолжается работа по сбору книг и печатных изданий, посвященных крупным юбилейным датам со дня образования судов субъектов Российской Федерации, информации, фото- и видеоматериалов, иллюстрирующих занятия судей в свободное от работы время, в целях подготовки второй части видеофильма «Таланты Фемиды».
Начата работа по сбору информации об опыте работы советов ветеранов в субъектах Российской Федерации и их взаимодействии с советами судей судов, субъектов Российской Федерации.
В период с 1 декабря 2022 года по 1 мая 2023 года в Дисциплинарную комиссию Совета судей РФ поступило 302 обращения, рассмотрено – 260.
Анализ содержания обращений показал, что 118 обращений, или 45,38% от общего количества рассмотренных обращений, не относятся к компетенции Совета судей РФ, являются иными жалобами (содержат оскорбительные выражения, требования о разъяснении действующего законодательства, в них отсутствует просительная часть обращения, доводы изложены неконкретно, зачастую анонимны, отсутствует доверенность и т.д.) либо вытекают из рассмотрения дел (носят процессуальный характер).
Рассмотренные по компетенции 158 обращений, или 60,77% от общего количества, содержат сведения о нарушении судьями Кодекса судейской этики, о превышении должностных полномочий руководством судов, о нарушениях при рассмотрении руководством судов (органов судейского сообщества) заявлений, обращений и жалоб заявителей.
По итогам обращения Президиума Совета судей РФ в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в связи с совершением судьями дисциплинарных проступков прекращены полномочия двум судьям (в числе которых председатель Арбитражного суда), в отношении еще двух судей, в действиях которых обнаружены признаки дисциплинарного проступка, обращение Президиума Совета судей РФ направлено в Высшую квалификационную коллегию судей РФ и будет рассмотрено в соответствии с законом.
Комиссией Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции ведется работа по совершенствовании правовой базы антикоррупционного законодательства применительно к деятельности судей и работников аппаратов судов. Также комиссия разрешала по существу обращения и жалобы граждан и организаций, в которых обращалось внимание на отдельные коррупционные, по мнению авторов, проявления в деятельности судов и судей, элементы конфликта интересов, другие нарушения антикоррупционного законодательства. В период с декабря прошлого года по май текущего рассмотрено 4 обращения граждан с информацией о нарушениях судьями судов различного уровня антикоррупционного законодательства. Приведенные в обращениях обстоятельства ни по одному из них не признаны обоснованными.
Совет судей Российской Федерации не оставляет без внимания поощрение судей и работников аппаратов судов за высокопрофессиональное выполнение своих обязанностей. Это направление работы является для нас постоянным, но совершенно не рутинным, мы внимательно рассматриваем характеристики и с удовольствием поощряем тех судей и работников аппаратов судов, которые своей качественной работой и ответственным отношением к делу формируют положительный имидж судебной власти.
С начала текущего года в Президиум Совета судей РФ поступили представления о награждении 262 человек, из них приняты положительные решения в отношении 215 кандидатов: 62 человека награждены почетным знаком «Ветеран судебной системы», 64 человека – Почетной грамотой Совета судей, 89 человек – наградными знаками «За служение правосудию». Кроме того, благодарностью Совета судей РФ награждены 45 судей и работников судебной системы.
Уважаемые коллеги! Работа Совета судей Российской Федерации ведется системно по всем вопросам, направленным на повышение статуса судей, обеспечение работы судебной системы. Стоит отметить широкое разнообразие направлений, которые Совет судей охватывает своим вниманием, и с каждым годом их количество только увеличивается. Мы идем в ногу со временем, сохраняя лучшее и открывая новое. Благодарю вас за активную работу.